Как создавалась «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая

  • Меценат
  • Автор темы
scale_1200

Авантюрная комедия Леонида Гайдая вышла на советские экраны 28 апреля 1969 года. До 1980-х годов фильм оставался кассовым рекордсменом среди отечественных картин: за первый прокатный год ее посмотрели 76,7 миллиона зрителей (затем комедию потеснили «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Пираты ХХ века» Бориса Дурова). Кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает об истории создания «Бриллиантовой руки».

В 1969 году Леонид Гайдай в последний раз работал с драматургами Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Легендарный дуэт, сочинивший дилогию про Шурика, продолжил писать для других постановщиков, однако грандиозного зрительского успеха больше не добился: «Бриллиантовая рука» — последняя крупная удача.

Сюжет будущей комедии Костюковский подглядел в новостной заметке из журнала «За рубежом»: речь шла о швейцарских мошенниках, которые перевозили через границу драгоценности и наркотики, спрятав их в гипсовой повязке. Так и родился концепт истории: главный герой Семен Семенович Горбунков — старший экономист «Гипрорыбы», отправившийся по турпутевке в круизное путешествие, — попадает в лапы к контрабандистам, которые принимают его за агента-перевозчика Гешу Козодоева. Пока тот пребывает в полуобморочном состоянии («Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся, гипс!»), они накладывают ему лангетку с алмазами. По возвращении на на родину Горбунков становится мишенью для местных аферистов.

Сценарную заявку на «Мосфильме» одобрили — и неудивительно: история показывает бдительность правоохранительных органов, граждане — вместе с героем — им активно помогают, злодеи терпят крах. И даже контрабандисты проявляют небывалый патриотизм — иначе зачем им везти алмазы на территорию Советского Союза, если гораздо логичнее переправлять их за рубеж? Впрочем, эта сюжетная несуразица мало кого смущала — главное, служила очень удобной основой для бурлеска.

В сценарной заявке Семен Семенович Горбунков (изначально у него была другая фамилия, столь же потешная, с налетом инфантилизма, — Павлик) был представлен так: «Скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попавший в самую гущу опасных приключений». Главная роль предназначалась исключительно для Юрия Никулина — в «Союзцирке» артисту даже выделили полугодичный отпуск, хотя раньше такого никогда не случалось.

Горбунков — явный отход от образа-маски, столь любимой в американской немой комедии и взятой Гайдаем на вооружение в ранних фильмах: там как раз царили собирательные образы (Шурик) и фольклорные типажи (Трус, Балбес, Бывалый). Главный герой «Бриллиантовой руки» — недотепистый, наивный, добросердечный патриот (перед отправкой он честно признается радиожурналисту: «Вообще, по правде говоря, я не хотел ехать — я думал купить жене шубу»), стойко выдерживающий искусы развращенного капиталистического зарубежья. Восточные путаны (впрочем, как и отечественные соблазнительницы) его не привлекают, и кока-кола ему не по вкусу.

За Семеном Семеновичем гоняются контрабандисты-сообщники, причем в ранней версии сценария их было трое — а-ля Трус, Балбес, Бывалый, разве что с другими позывными: Князь, Механик, Малыш (о том, что знаменитая троица на экраны больше не вернется, Гайдай предупредил зрителя сразу — в интервью перед началом съемок). Позднее худсовет предложил сократить число антагонистов — остались Геша Козодоев в исполнении Андрея Миронова (на эту роль среди прочих пробовался Георгий Вицин) и Лелик с придурковатым гоготом, сыгранный Анатолием Папановым (среди претендентов значился Михаил Пуговкин).

К началу 1968 года Гайдай уже планировал экранизировать «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, но получил отказ со стороны студийного руководства (во многом потому, что на советские экраны только-только вышел «Золотой теленок» Михаила Швейцера с Сергеем Юрским в главной роли; гайдаевской адаптации дадут зеленый свет только в 1971 году). Тогда режиссер принялся за «Бриллиантовую руку».

Натурные съемки проходили в Баку, который «исполнял роль» Стамбула, а также в Сочи и Адлере — вместе они составили образ некоего безымянного южного города, где живет Семен Семенович и где разворачивается большая часть действия. Снимали с апреля по август, то есть в довольно теплый сезон, но порой температура подводила команду. Известен случай, когда (во время съемок сцены рыбалки) оператор Игорь Черных допустил техническую оплошность, из-за чего пришлось отыгрывать дубль повторно. Анатолий Папанов, вынужденный бултыхаться в холодной воде (ее температура, по воспоминаниям участников, была около +8 °C), вылез на берег и рявкнул на коллегу: «Идиот, тьфу!» Реплика смотрелась столь органично, что Гайдай оставил ее в финальной версии.

Бриллиантовая рука» собрала перед экранами еще больше зрителей, чем «Кавказская пленница» — на тот момент самый кассовый фильм в истории советского проката. Язвительные ремарки управдомши Плющ («Наши люди в булочную на такси не ездят!») и блатные сентенции Лелика («Шампанское по утрам пьют только аристократы или дегенераты») вошли в разговорный обиход отечественного зрителя. Позже картина стала хитом и на малых экранах — однако Гайдай свою телевизионную славу уже практически не застал: она наступила в постсоветское время, после смерти режиссера в ноябре 1993 года.


scale_1200
 
Последнее редактирование модератором: