Культура и письменность Скандинавии.

  • Меценат
  • Автор темы
320230259.p.0.360.0.jpg
Культура и письменность Скандинавии.

Тинг и альтинг.
Тинг.
Тингом (или тангом) у раннесредневековых германских племен, а также на территории Скандинавии времен «эпохи викингов» (VIII-XI века) называлось регулярное народное собрание, носившее функции одновременно законодательного, исполнительного и судебного органа власти локального назначения.

Само слово «тинг» восходит к скандинавскому «ting», либо исландскому «þing», также известна германская словоформа «tag» (отсюда альтернативный вариант названия – танг), но этимология и перевод этих слов неизвестны, предположительно «тинг» означает «собрание». Во время экспансии викингов скандинавы принесли традицию тинга в другие регионы, в частности – в Северную Англию и на остров Мэн.

Наиболее очевидный аналог тинга – традиционное славянское вече (в его раннесредневековом варианте). Тинг – это собрание свободных мужчин региона (обычно – нескольких близлежащих поселений). Принимать участие в тинге имел право любой мужчина, вне зависимости от возраста и рода деятельности, дети (мальчики до 14 лет) и женщины к участию в тинге не допускались.

Тинг решал все насущные вопросы региона – определял время сбора урожая, необходимость возведения общественных строений (скажем – порта или рынка), укрепления поселений для обороны. Тинг принимал решения об организации военных и торговых походов, дипломатических миссий. Также на тинге избирались вожди (тэны, ярлы).

В оригинальных скандинавских и германских источниках нет никаких упоминаний о народных собраниях. Как и в отношении многих других сторон жизни населения этого региона о тингах мы узнаем из трудов древнеримских хронистов, в частности – Тацита. Его работа «Германия» дает достаточно подробное описание народного собрания у германцев. Тацит пишет, что на тинге о наименее важных вопросах совещаются избранные старейшины, тогда как наиболее значимые общественные проблемы решаются всеми участниками тинга.

Тинг открывали жрецы (годи), которые призывали собравшихся к тишине и «были наделены правом наказывать непокорных». Первым говорил вождь региона, после него старейшины, но не по старшинству или положению в обществе, а на основе боевой славы, навыков красноречия и убеждения. Если вождь или старейшина говорил то, что не нравилось людям, они поднимали шум. Если участники тинга соглашались с тем, что говорит выступающий, они потрясали оружием, по Тациту это массовый жест одобрения у германцев.

На тинге каждый имел право обвинить другого и потребовать его осуждения вплоть до смертной казни. Предателей было принято вешать, тогда как трусов, «оплошавших в бою» и (далее следует одно из наиболее спорных описаний) «тех, кто обесчестил свое тело» обычно топили в ближайшем болоте (обязательный элемент ритуальной казни – забрасывание утопца валежником). Тацит поясняет, что вид казни не всегда определялся тяжестью вины, на тинге использовалась другая парадигма выбора наказания – действительно злые поступки, достойные всеобщего порицания, и соответствующие им казни выставлялись на показ, тогда как поступки подлые и позорные – напротив, скрывались.

Менее суровые наказания представляли собой своеобразные штрафы. С человека, чья вина была доказана, взимались «кони и овцы», причем пострадавшему и его родичам из них отдавалась большая часть, но не все, меньшая часть отдавалась местному вождю. На тинге, согласно Тациту, избирались старейшины, которые решали местные вопросы в своих населенных пунктах, причем каждому из старейшин назначалась охрана в количестве ста человек (также из местного населения) и группа советников.

Далее Тацит делает интересное замечание, он пишет, что все мужчины на тинге были при оружии, и поясняет, что у германских племен все дела «и частные, и общественные» решаются с оружием в руках. Далее древнеримский хронист отмечает, что на тинге мальчиков посвящали в мужчины. Для этого вождь, старейшина или родич при всем тинге вручал мальчику щит и копье. Тацит пишет: «До посвящения в них видят часть семьи, после посвящения – часть племени».

Любопытно, что слово «тинг» не только сохранилось в северных языках, оно до сих пор используется в наименованиях выборных органов власти. В Дании это однопалатный парламент Фолькетинг (слово «folke» переводится как «народный», то есть дословно получается «народный тинг»). В Норвегии это двухпалатный парламент Стортинг («stor» значит «большой», дословно – «большой тинг»). В современной Исландии парламент называют Альтинг, но это слово, как и само явление, имеет не менее древние корни, чем форма «тинг».