Призовые

  • Друг форума
  • Автор темы
ПРИЗОВЫЕ.jpg

Мало кто знает, что раньше во многих странах (в Великобритании, в частности) за труд моряка на купеческом судне платили больше, чем за службу на военном корабле. Тем не менее, несмотря на высокий риск (хотя торговцы тоже рисковали), добровольцы охотнее записывались на службу в военно-морском флоте. И дело даже не в какой-то привилегированности или карьерных возможностях, а все в тех же деньгах - в немалых суммах призовых. Правда, открывалась эта возможность именно в военное время.
Призовые выплачивались командам кораблей, захватившим вражеское судно (не важно - военное или купеческое). Распределялись они среди членов экипажа, конечно же, не в равных частях. Что иной раз вызывало споры и недовольства. Есть даже английская карикатура XIX века, на которой морячок молится, чтобы бортовые залпы вражеского корабля распределились в той же пропорции, что и призовые - большая часть среди офицеров.
При этом, чтобы получить денежное вознаграждение за захваченный приз, требовалось сначала доставить его в родной или союзный порт (в портах союзников за дело брались специальные агенты, которые тоже брали свой процент). Где его оценивали по разным критериями: сумма за военный корабль зависела от количества орудий на его борту. То есть чем мощнее противник, тем больше за него платили - что вполне справедливо. А вот плавучих "торговцев" не оценивали вовсе - посудина сразу передавалась в морское ведомство. В этом случае призовые выплачивались за товары, которые тот перевозил: их продавали на аукционе, и выручка уже шла на выплаты экипажу. Перед этим определенный процент уходил в казну - налоги никто не отменял.
Некоторые капитаны благодаря призовым обеспечивали себе безбедную жизнь на следующие годы, а то и десятилетия. И в этом была главная проблема системы - коммерческая составляющая при принятии решений. И даже несмотря на столь существенный минус, эта система поощрений долгое время просуществовала без изменений в большинстве государств Европы.