Римляне считали и Фелицитас и Фортуну — двумя родственными богинями, олицетворяющих удачу, в более широком смысле имена этих богинь описывали удачу и являлись синонимами. У каждой из этих богинь были храмы в Риме, где им оставляли подношения и давали клятвы и обещания.
Фелицитас также изображалась на римских монетах с I - IV веках нашей эры, что наводит на мысль о распространении популярности ее культа, в связи с финансовым процветанием государства. Более того, на этих монетах римские императоры стремились отождествить и связать себя с богиней удачи - «Felicitas Augusti», например, была замечена на золотой монете императора Валериана.
Таким образом, римляне пытались связать себя с самим воплощением удачи и успеха. Они искренне верили, что если визуализируют то, чего желают, смогут связать себя и свою жизнь с их представлениями об удаче, и всячески наполнить свою жизнь атрибутами этой самой удачи, то они непременно получает желаемое и обретут счастье.
Римская мечта: Счастье для меня, но не для тебя!
Но за этим взглядом на источник счастья скрывалась жестокая ирония.
Фелицитас и Феликсом (что значит счастливый) обычно называли рабов. Например, Антоний Феликс, правитель Иудеи в первом веке н.э., был бывшим рабом — очевидно, что ему действительно повезло.
Почему римляне называли своих рабов именами, символизирующими удачу и счастье? А все просто, в римском праве и мировоззрении, раб не считался полноценным человеком, он считался инструментом, вещью.
А я напомню, римляне буквально все свои вещи, всю свою жизнь пытались связать с удачей и атрибутами ей сопутствующими. Таким образом "счастливые" рабы становились доказательством более высокого статуса своих хозяев и воплощением их счастья.
С этой точки зрения, можно понять, что римское счастье предстает как своеобразный ритуал, как что-то вещественное, как то, чем можно, в буквальном смысле, наполнить свою жизнь, посредством введения атрибутов этой самой удачи.
Таким образом, римская удача переплетается с представлениями о власти, процветании и господстве. Felicitas в римском мире имело цену, и порабощенные люди платили ее, чтобы осчастливить своих хозяев.