Ренессанс, или Возрождение, — период в европейской культуре, пришедший на смену Средневековью. Хронологические рамки Возрождения — начало XIV — начало XVII столетия. В переводе на русский язык ренессанс означает заново рожденный. Доминантной идеей эпохи становится возвращение к истокам, архаике. Поэтому неудивительно, что эпоху Ренессанса называют еще Возрождением.
Человек как личность становится центром вселенной и главной ценностью. Поэтому неудивительно, что первым сооружением Возрождения становится гражданская постройка — воспитательный дом во Флоренции (1421 г.), автором которого является Ф. Брунеллески. Постройка имеет горизонтальную композицию, что впоследствии стало отличительной чертой Ренессанса.
Если средневековое искусство было преимущественно анонимным, то в период Возрождения появляется понятие автора-творца, индивидуального авторского стиля.
Стиль характеризуется простотой форм. Горизонтальные этажи наслаиваются друг на друга. Актуальны и античные элементы — пилястры, пилоны, колонны. Основными архитектурными формами Ренессанса стали геометрические фигуры — куб, квадрат, прямоугольник, шар. Архитекторы пытаются преодолеть тяжеловесность и массивность зданий. Асимметрия готических соборов сменяется полукруглыми арками, куполами и нишами.
В Ренессансе органически переплетены классические и средневековые традиции. Однако форма зданий и принципы градостроения эпохи Возрождения отличались от античных.
В это время актуальны большие по размерам купола и своды, декорированные уже не резьбой, а рисунками. В XVI веке настенная живопись уступает в популярности лепным украшениям. Залы храмов преимущественно просторные и высокие.
Если средневековые храмы были несимметричны, то фасад ренессансных зданий симметричен относительно центральной оси. Постройки устремлены не кверху, к Богу, а к центру, благодаря равномерному расположению колонн и окон. В жилых зданиях часто встречаются карнизы. Расположение окон на каждом из этажей равномерно.
В это время в архитектуре преобладают пурпурный, синий, желтый и коричневый цвета.
Наибольший вклад в развитие архитектуры Ренессанса внесли Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио.
Эксперимент Брунеллески. Линейная перспектива:
От Бога — к человеу
В противоположность Средневековью, культурное наследие Ренессанса носит исключительно светский характер, теряя тесную связь с Церковью. Появляется интерес к Античности и ее мировоззрению. Главным мотивом становится возвращение к архитектуре периода Античности, стремление возродить формы древнего искусства, особенно — архитектуры Древнего Рима. Центр космоса перемещается с Бога на человека.
Если средневековое искусство было преимущественно анонимным, то в период Возрождения появляется понятие автора-творца, индивидуального авторского стиля.
Стилевые особенности
Архитектура наряду с иными видами искусства переживает существенный подъем. Вертикальная направленность сооружений Средневековья сменяется горизонталью, здания растут вширь. Появляются строго прямоугольные формы. Особое внимание уделяется пропорциям, симметрии, порядку элементов.Стиль характеризуется простотой форм. Горизонтальные этажи наслаиваются друг на друга. Актуальны и античные элементы — пилястры, пилоны, колонны. Основными архитектурными формами Ренессанса стали геометрические фигуры — куб, квадрат, прямоугольник, шар. Архитекторы пытаются преодолеть тяжеловесность и массивность зданий. Асимметрия готических соборов сменяется полукруглыми арками, куполами и нишами.

В это время актуальны большие по размерам купола и своды, декорированные уже не резьбой, а рисунками. В XVI веке настенная живопись уступает в популярности лепным украшениям. Залы храмов преимущественно просторные и высокие.
Стимул развития наук и технологий
Здания возводятся в основном из кирпича. Появляются строительные растворы. Огромной популярностью начинает пользоваться штукатурка, которая применяется не только в строительстве, но и в оформлении зданий. Для декорирования используются также медь, олово и бронза.Если средневековые храмы были несимметричны, то фасад ренессансных зданий симметричен относительно центральной оси. Постройки устремлены не кверху, к Богу, а к центру, благодаря равномерному расположению колонн и окон. В жилых зданиях часто встречаются карнизы. Расположение окон на каждом из этажей равномерно.

Наибольший вклад в развитие архитектуры Ренессанса внесли Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио.
Эксперимент Брунеллески. Линейная перспектива: