Личное Особенности психологии

  • Автор темы Автор темы Nookage
  • Дата начала Дата начала

Nookage

Путник
4
1
4
Психология полна удивительных и часто контринтуитивных явлений! Вот несколько необычных особенностей, которые могут показаться вам интересными:
  • Эффект Даннинга-Крюгера: Люди с низкой квалификацией в каком-либо деле часто переоценивают свои способности, в то время как эксперты, наоборот, склонны их недооценивать. Это связано с тем, что для осознания собственной некомпетентности требуется определенный уровень компетентности.
  • Иллюзия контроля: Мы часто переоцениваем степень нашего контроля над случайными событиями. Например, люди чувствуют себя более уверенно в лотерее, если сами выбирают номера, хотя это никак не влияет на вероятность выигрыша.
  • Когнитивный диссонанс: Когда у нас возникают противоречивые убеждения или действия, мы испытываем дискомфорт. Чтобы его уменьшить, мы часто меняем свои убеждения, чтобы они соответствовали нашим действиям. Например, человек, который курит, зная о вреде курения, может убедить себя, что вред не так уж и велик.
  • Эффект свидетеля: Чем больше людей присутствует при каком-либо происшествии, тем меньше вероятность, что кто-то из них вмешается. Это связано с размыванием ответственности: каждый думает, что кто-то другой поможет.
  • Синдром утенка: Это склонность людей отдавать предпочтение первой системе, с которой они ознакомились, и считать все последующие менее удобными и логичными.
  • Феномен Баадера-Майнхофа (иллюзия частотности): После того, как вы впервые узнали о чем-то, вам начинает казаться, что вы видите это повсюду. На самом деле, вы просто начали обращать на это внимание.
  • Проклятие знания: Как только мы что-то узнаем, нам становится трудно представить, что другие этого не знают. Например, эксперту в какой-либо области сложно объяснить новичку сложные концепции простым языком.
  • Эффект Зейгарник: Мы лучше запоминаем прерванные или незавершенные задачи, чем завершенные. Это связано с тем, что незавершенные задачи поддерживают напряжение в нашей памяти.
  • Стокгольмский синдром: Парадоксальная психологическая реакция, при которой заложники или жертвы насилия начинают проявлять симпатию и сочувствие к своим обидчикам.
  • Лимбическое искажение: Это когда эмоции берут верх над разумом, и мы принимаем решения, основываясь на чувствах, а не на логике.
Это лишь небольшая часть удивительных явлений, которые изучает психология. Каждый из этих эффектов может оказывать влияние на наши мысли, чувства и поведение, часто неосознанно. Изучение психологии помогает нам лучше понимать себя и окружающих!
 
Интересная информация, я не слышала ни о чем. Чего только в жизни не бывает оказывается) Круто то, что все мы разные и в целом имеем свойство дополнять друг друга. ;)
 
Три модели психики.
На сегодня это три этапа, три разных модели. На примере этих изменений можно увидеть, как развивалась психология (а эта наука, напомню, изучает происхождение, состояние и функционирование психики).

МОДЕЛЬ №1 «ПАРОВОЙ КОТЁЛ»

Эта модель появилась очень легко – она прямо-таки бросалась в глаза. Все знают ситуации, когда человек долго-долго терпит, а потом взрывается. Из этого и был сделан вывод, что психика подобна кипящему котлу. Какое-то время она накапливает внутри себя некий потенциал, а потом котёл не выдерживает, и крышка улетает куда-то далеко.

Отсюда же появилась идея о необходимости выражать или проживать эмоции. Дескать, если это не делать, эмоции накопятся и всё взорвётся.

Как показали дальнейшие исследования, ничего подобного не происходит. Невыраженные или неотреагированные эмоции преспокойно себе исчезают, организм избавляется от них примерно так же, как от других результатов своей работы (выделяет наружу мелкими порциями).

МОДЕЛЬ №2 «ШВЕЙЦАРСКИЙ НОЖ»

Эта модель продержалась даже меньше, чем предыдущая (которую до сих пор активно пропагандируют на просторах интернетов). Логика была такая – у человека есть разные свойства и характеристики, которые он применяет в зависимости от ситуации.

Надо что-то вспомнить? Используется память. Надо что-то сделать? Берётся мотивация. Получается один в один как в швейцарском ноже. Тут у нас шило, там штопор, здесь вилка.

Соответственно, исследователи изучали отдельно память, отдельно речь, отдельно мотивацию.

Что они нашли? А вот что – несмотря на наличие определённых закономерностей в работе различных функций психики, нельзя рассматривать эти функции отдельно. Не бывает мотивации без использования памяти и речи. Не бывает восприятия без использования мотивации.

Психика, как выяснилось, не состоит из изолированных инструментов. Она работает целиком.

МОДЕЛЬ №3 «БОЛЬШОЙ ГОРОД»

Стало понятно, что психика больше всего напоминает жизнь большого города – она так же богата, многогранна и едина.

Да, в городе можно выделить дороги и дома, коммунальные службы и продуктовые магазины, парки и площади. Можно их измерить и посчитать, можно вывести закономерности поведения людей в них… Но это будет неполная информация.

Ведь в городе всё связано – настроение жителей зависит от длительности дороги на работу, а длительность зависит от качества и количества дорог, а дороги зависят от налогов, которых недовольные жители платят мало. Я упрощаю, конечно, но общая идея именно такая – психика является системным феноменом, который не сводится только к сумме своих частей.

Поэтому изучать психику очень трудно – она слишком сложна в этих своих элементах и взаимодействиях между ними.

Но эта сложность и создаёт интерес научного поиска. Это вызов, на который учёные делают стойку, как терьёр на крысу.

В перспективе, скорее всего, третья модель уступит место четвёртой, которая будет ещё точнее, ещё ближе к реальности. Именно так и устроена наука – постепенное уточнение и приближение. Это долго, это трудно, но пока это единственный путь, который работает.
 
Назад
Сверху Снизу